О проекте
Электронный ресурс – к юбилею ЧТЗ.
К 90-летию со дня запуска Челябинского тракторного завода, которое отмечается 1 июня 2023 года, специалисты Объединенного государственного архива Челябинской области подготовили новый электронный информационный ресурс, получивший символичное название «Тракторостроители».
База данных посвящена людям, внесшим вклад в создание легендарного предприятия, способствовавшим его становлению и превращению в гиганта машиностроения. Причем при разработке концепции электронного ресурса было принято решение объединить в нем информацию обо всех причастных к истории предприятия – работниках всех специальностей, всех подразделений завода за весь период его жизни: от начала строительства в 1929 году до реорганизации и появления в 2005 году нового предприятия ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Безусловно, реализация данного проекта потребует значительных временных затрат. Но уже на первом этапе доступно для просмотра более 167 тысяч записей о тракторостроителях. Сведения вносились по бумажной картотеке работников Челябинского тракторного завода, которая велась на предприятии с 1960-х годов по 2005 год и была принята на хранение в государственный архив вместе с документами предприятия. Работа с картотекой продолжается, на данный момент внесена информация о работниках с фамилиями на буквы «А» - «К».
Также внесены сведения по личным делам, которые заводились на специалистов тракторного завода, также были переданы в государственный архив и включены в фонд Р-792 «Открытое акционерное общество «Челябинский тракторный завод» и его предшественники. Эти данные охватывают период с 1929 по 2005 годы. Для личных дел в базе данных указаны поисковые архивные данные: номера фонда, описи и конкретного дела.
В информационную карточку каждого работника Челябинского тракторного завода внесены следующие сведения: фамилия, имя, отчество, период работы на заводе, подразделение, в котором начал свою трудовую деятельность или из которого уволился. При необходимости может быть запрошена дополнительная информация, которая будет предоставлена специалистами архива в рамках исполнения запросов.
В дальнейшем электронный ресурс будет пополняться сведениями из картотеки, а также из иных поступивших на хранение документов по личному составу.
90 лет истории ЧТЗ
Челябинский тракторный завод — часть мировой истории, крупнейшее предприятие, построенное в годы индустриализации. Завод дал жизнь Тракторозаводскому району, преобразил Челябинск, стал брендом Челябинской области, здесь ковалась победа в годы Великой Отечественной войны. О предприятии написано много книг и статей, сняты фильмы, его история представлена в музее трудовой и боевой славы ЧТЗ.
История предприятия начиналась 29 мая 1929 года, когда председатель Совета народных комиссаров СССР Алексей Рыков подписал постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Новое предприятие должно было выпускать по 40 тысяч мощных гусеничных тракторов типа «Caterpillar-60» в год! Дальнейшая хроника событий выглядит фантастической: 10 августа 1930 года на восточной окраине Челябинска состоялась торжественная закладка предприятия, 15 февраля 1931 года из ворот опытного завода вышел первый трактор, к 7 ноября 1932 года был изготовлен эталонный трактор, 15 мая 1933 года с главного конвейера завода сошел первый серийный трактор С-60 («Сталинец-60»), а 1 июня того же года председатель ЦИК СССР Михаил Калинин посетил ЧТЗ и выступил на митинге по случаю пуска предприятия.
До конца 1936 года ЧТЗ выпустил 61 тысячу тракторов С-60, а в 1940 году с конвейера сошел стотысячный трактор. Новая техника потоком пошла в сельское хозяйство, нуждавшееся в механизации. Трактора ЧТЗ в буквальном смысле вытянули отсталое село, ознаменовали новую эпоху в развитии земледелия, стали символом модернизации страны.
В годы Великой Отечественной войны Челябинск получил второе название — Танкоград, а его сердцем был — ЧТЗ. Сюда эвакуировали заводы из Ленинграда, Москвы, Харькова и других городов. Еще до войны на ЧТЗ приступили к выпуску боевой техники: с 1940 года производили артиллерийские тягачи и тяжелые танки КВ.
В 1942 году на предприятии, ставшем на полтора десятилетия Челябинским Кировским заводом, за 33 дня было поставлено на конвейер изготовление танка Т-34, а в 1943 году за 25 дней разработана и запущена в производство самоходная артиллерийская установка СУ-152 (прозвана после Курской дуги «зверобоем»). За годы войны было создано тринадцать типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизель-моторов, произведено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизель-моторов, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов. За этими цифрами упорный труд тысяч танкоградцев, ковавших в тылу победу над врагом!
После войны предприятие вернулось к своему главному предназначению — выпуску тракторов для сельского хозяйства, промышленности и строительной отрасли страны. В 1946 году было запущено производство трактора С-80, более мощного, чем довоенный. Такие машины участвовали в строительстве Волго-Донского канала, поднимали целину и залежные земли. Работа конструкторской мысли не останавливалась ни на мгновение, необходимо было отвечать на запросы времени, поэтому к концу 1950-х году на ЧТЗ были разработаны новые промышленные тракторы С-100 и ДЭТ-250. Причем ДЭТ-250 выпускался на ЧТЗ почти 60 лет!
К концу 1960-х годов назрела необходимость коренной реконструкции производства. Была разработана новая машина — трактор Т-130, для выпуска которого требовалась модернизация производства. В 1970-е годы ЧТЗ в условиях жестких планов и непрекращающегося производства пережил втрое рождение: построены новые цеха, и обновлено оборудование. К 50-летнему юбилею в 1983 году предприятие превратилось в крупное тракторостроительное объединение, с заводами-филиалами в Еманжелинске, Челябинске и поселке Вахрушево. В 1984 году с конвейера сошел миллионный трактор ЧТЗ, а в 1988 году предприятие установило рекорд: за один год произведено 31,5 тысячи машин. В эти же годы завершена разработка и выпущены первые образцы сверхтяжелого трактора Т-800.
После войны выпуск военной продукции был существенно сокращен, но ЧТЗ не прекращал поставлять танки и танковые двигатели для Советской армии. С конца 1950-х годов выпускался танк Т-10А, в 1960-е годы разработана и запущена в серийное производство боевая машина пехоты, в 1980-е годы завод выпускал нижнетагильский танк Т-72.
В 1990-е годы завод вместе со страной переживал выпавшие испытания рыночных преобразований. Предприятие было приватизировано, в это время выпуск тракторов снизился в десять раз, в 1998 году оно обанкротилось. К спасению завода была привлечена группа менеджеров и опытных специалистов, их работа позволила остановить спад производства, добиться увеличения выпуска тракторов, возобновить разработки машин и двигателей нового поколения, поставки продукции на экспорт в страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, а также в Монголию и Китай; расширить рынок сбыта, создать сеть предприятий сервисного и гарантийного обслуживания техники ЧТЗ.
В 2000-е годы разработан целый ряд моделей и модификаций инженерных машин марки «ЧТЗ». Начат серийный выпуск трактора Б-10М2, бульдозеров Б-12, Б-11; разработан, построен и испытан опытный образец не имеющего аналогов в мире трактора ДЭТ-400, развивалось производство колесных машин — фронтальных погрузчиков ПК-30, ПК-46 и ПК-65. Растет выпуск дизелей для бронетанковой техники, в частности, двигатель В-92 и его модификации используются на танках семейства Т-72 и Т-90, разработан двигатель мощностью 1500 лошадиных сил для танка третьего поколения Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата». ЧТЗ сегодня удерживает за собой примерно 70 % российского рынка тракторов среднего класса и треть объемов продаж мощных бульдозеров. Четвертая часть продукции предприятия экспортируется за границу, преимущественно в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Продукция завода увековечена в памятниках. Трактор С-60 стоит на площади перед заводоуправлением ЧТЗ, а также в Якутске и Керчи, С-100 — в поселке Бреды Челябинской области, в селе Усть-Ишим Омской области и на хуторе Намики в Латвии, Т-100 — в поселке Туголица Бобруйский района Беларуси. Невозможно перечислить десятки городов и сел, где установлены танки и самоходно-артиллерийские установки, выпущенные заводом в годы Великой Отечественной войны. Всё это трудовая и боевая слава ЧТЗ, признанная тружениками села и строителями, военачальниками и рядовыми танкистами, наконец, освобожденными народами.
Николай Антипин,
кандидат исторических наук
# | Фамилия | Имя | Отчество | Год | Цех |
---|---|---|---|---|---|
1 | Анатолий | Иванович | 19757 | СЛЦ (сталелитейный цех) | |
2 | Аабдрахманова | Фарида | Зариповна | 1926 | |
3 | Аагилов | Альберт | Гаязович | 1964 | |
4 | Абабин | Илларион | Захарович | 1913 | |
5 | Абабин | Илларион | Захарович | 1913 | |
6 | Абабин | Ларион | Захарович | 1913 | |
7 | Абабков | Юрий | Леонидович | 1941 | |
8 | Абабков | Виталий | Александрович | 1937 | |
9 | Абабков | Геннадий | Александрович | 1951 | |
10 | Абабков | Иван | Алексеевич | 1932 |